Что такое маркировка?

Маркировка – цифровой код, который наносят на производстве на товар. Его можно считать специальным устройством или с помощью приложения Честный знак потребитель может проверить продукцию. Производители будут обязаны наносить на продукцию двухмерные уникальные DataMatrix коды, которые выдает Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). 

Маркировка нужна для того, чтобы сделать рынок прозрачным и уменьшить количество поддельной и контрабандной продукции.

Для каких товаров маркировка является обязательной?

Согласно Распоряжению Правительства №792-р от 28.04.2018 года маркировка является обязательной для следующих категорий товаров:

  • Пиво и слабоалкогольные напитки;
  • Безалкогольные напитки;
  • Молоко и молочная продукция;
  • Упакованная вода;
  • Лекарства;
  • Табак;
  • Товары легкой промышленности;
  • Обувь;
  • Шубы;
  • Медицинские изделия;
  • Духи и туалетная вода;
  • Шины и покрышки;
  • Фотоаппараты и лампы вспышки;
  • Биологически активные добавки к пище;
  • Антисептики;
  • Кресла-коляски.

В качестве пилотных проектов запущена подготовка к работе с маркированной продукцией для следующих категорий товаров:

  • Велосипеды (завершен, маркировка станет обязательной для велосипедов и велосипедных рам c 1 сентября 2024 года);
  • Икра осетровых и лососевых рыб;
  • Титановая металлопродукция;
  • Детские игрушки;
  • Технические средства реабилитации;
  • Радиоэлектроника;
  • Оптоволокно;
  • Лекарственные препараты для ветеринарного применения;
  • Растительные масла;
  • Корма для животных.

Что такое пилотный проект, для чего он нужен?

Перед переходом к обязательной маркировке в каждой товарной группе проводятся пилотные проекты. Они необходимы для того, чтобы представители отрасли смогли в спокойном режиме вместе с оператором проекта подготовиться к работе с маркированной продукцией: адаптировать оборудование для печати кодов, обновить кассовое ПО и тд.

Именно пилотные проекты, которые должны начинаться не позднее, чем за год до начала обязательной маркировки позволяют отрасли подготовиться к ней и минимизировать издержки.

Как работает маркировка?

Данные с промаркированной продукцией передаются в информационную систему мониторинга на всех этапах движения товара с момента производства до конечной продажи. Производители, оптовые и розничные продавцы должны зарегистрироваться в системе маркировки, а также приобрести электронную подпись, подключится к системе электронного документооборота (ЭДО) и ОФД. Для сканирования кодов маркировки также потребуется 2D-сканер.

  1. Производитель (или импортер) товара получает для каждого выпускаемого изделия коды маркировки в ЦРПТ. Затем его маркирует.
  2. Оптовая организация при покупке товара у изготовителя проверяет маркировку. УПД передается от производителя к покупателю и отправляется в ЦРПТ для фиксации передачи прав на товар.
  3. Розничный продавец, получая продукцию от оптовика, также проверяет код, а данные о перемещении товара попадают в систему с помощью электронного документооборота.
  4. После оплаты товара покупателем чек передается в ОФД, а данные из чека фиксируются в ЦРПТ. Таким образом фиксируется выбытие кода из оборота.

Как проверить подлинность товара?

Любой покупатель сможет проверить подлинность товара с помощью приложения Честный ЗНАК. С его помощью можно узнать информацию о производителе, составе и сроке годности продукции, а если будет найдена подделка – сообщить о нарушении.

Что будет если продавать продукцию без маркировки?

За производство, продажу, хранение, перевозку или покупку для продажи товаров без маркировки грозит конфискация и штраф (за исключением табака):

  • для должностных лиц 5 000 – 10 000 рублей;
  • для юридических лиц 50 000 – 300 000 рублей.

За производство, продажу, хранение, перевозку или покупку для продажи товаров без маркировки грозит конфискация и штраф (табак):

  • для должностных лиц 30 000 – 50 000 рублей;
  • для юридических лиц 300 000 – 500 000 рублей.

Что необходимо для работы с маркировкой?

Для того, чтобы вести честный бизнес и работать с маркированной продукцией необходимо:

  • Получить усиленную квалифицированную подпись (КЭП);
  • Встать на учет в информационную систему мониторинга продукции (ЦРПТ);
  • Подключиться к системе юридически значимого электронного документооборота (ЭДО);
  • Подключиться к оператору фискальных данных (ОФД) для передачи чеков с кодом маркировки в ЦРПТ;
  • Приобрести 2D-сканер, чтобы сканировать коды с упаковок;
  • Обновить кассовое программное обеспечение. Это нужно, чтобы касса отправляла отсканированный код в систему МОТП через ОФД.

Решение от «Калуга Астрал»

Компания является одним из ведущих спец. операторов связи и внесена в реестр ФНС как оператор ЭДО и ОФД. Сервисы «КАЛУГА АСТРАЛ» протестированы с ЦРПТ и готовы к работе с маркировкой товаров. Специалисты нашей компании помогут вам: